A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

EN RU

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области "Сергиево-Посадский колледж"

МЕНЮ

Дистанционное образование: Новый уровень образования


10 01 2022
2427

Современный мир информационных технологий постоянно совершенствуется. Появление на рынке новых типов портативных устройств, новых приложений, новых проектов IT-рынка, технологическое совершенствование сферы финансов информационных технологий способствуют стремительному развитию новых технологий. Не обошел этот процесс и сферу образования. В условиях пандемии в образовательном процессе произошли ключевые изменения в плане методики проведения уроков, то есть на смену обычным урокам пришло дистанционное образование.

Всеобщий перевод образовательного процесса на дистанционный режим обучения — вынужденная превентивная мера. Что же представляет собой дистанционное обучение? Находим в поисковике: «Дистанционное обучение (удаленное) – форма получения знаний, в том числе образования, на расстоянии, с сохранением компонентов учебного процесса и использованием интерактивных и интернет-технологий». Во всем мире тенденция к увеличению дистанционных форм в среднем профессиональном образовании только расширяется, так как позволяет подстроить образовательную траекторию под запросы каждого отдельного обучающегося. За последние несколько лет наблюдается стремительный рост популярности этого вида обучения как со стороны государства, руководства СПО, так и со стороны преподавателей и студентов.

В статье хотелось бы рассмотреть такой аспект, как особенности дистанционного обучения в современных реалиях, и ответить на вопрос: дистант – это дань времени или наступившее будущее.

Безусловно, положительные стороны этого обучения крайне широки. Самым главным преимуществом является массовость, так как система позволяет одновременно охватывать многочисленные аудитории, предоставляя необходимый объем информации вне зависимости от количества слушателей. Помимо этого, можно перечислить такие моменты, как обучение в индивидуальном темпе, когда скорость обучения устанавливается самим обучающимся в зависимости от его личных обстоятельств и возможности самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий. Доступность и мобильность дистанционного образования – говорят о независимости от географического и временного положения самого обучающегося и образовательного учреждения и эффективной реализации обратной связи, что по сути является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения. Например, находясь географически в Российской Федерации студент может спокойно обучаться в Англии, в любом выбранном им колледже, учитывая при этом разницу во времени. Еще одним из важных факторов является технологичность, то есть использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

Для обучения на дистанте Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством образования рекомендованы такие образовательные платформы, как Skype, Zoom, МЭШ, Фоксворд, Урок цифры, РЭШ, Учи ру, Якласс, Moodle, Google classroom. Выбор платформ довольно разнообразен, но объединяет их то, что практически у всех существует обратная видеосвязь, есть огромные возможности для организации различных уроков, мероприятий, вариантов опросов, тестирования, автоматического отслеживания выполненных заданий. Вот здесь и задействован фактор технологичности, когда и преподаватель, и студент могут проявить свои знания в области информационных технологий. Например, навыки при работе с интерактивной доской на дистанционном обучении; онлайн-тестирование, прохождение квестов в онлайн-режиме с использованием различных бесплатных программ. Таким образом, при наличии высокоскоростного интернета, проблем с дистанционным обучением возникнуть не должно. И вот здесь возникает вопрос, учитывая все вышеперечисленные информационные технологии, а все ли так радужно и красиво на дистанционном обучении? Не возникает ли проблем с обучением? Все ли усваивают полученную информацию в полном
объеме?

Самая распространенная проблема дистанта – это техническая оснащенность, как студентов, так и преподавателей. Учитывая географическую протяженность нашей родины, к сожалению интернет есть далеко не везде, особенно если брать сельские местности и отдаленные районы. Например, элементарно, для выхода в интернет, многим надо буквально физически находить точки доступа в той или иной местности. Помимо интернета, сказывается и отсутствие элементарной компьютерной техники. Например, в многодетной семье имеется в наличии один персональный компьютер, а по времени многим домочадцам надо выйти на связь в одно время и на разные платформы, что уже вызывает немалые проблемы. И такие проблемы не единичны, они в масштабах всей России. Более чем в 1300 населенных пунктах России нет ни Интернета, ни голосовой мобильной связи. Еще 6725 городов и сел при наличии сотовой связи не имеют доступа к Интернету. Таковы данные исследования Минкомсвязи, которые ведомство направило в правительство РФ.

Как уточняет министерство, население 1343 населенных пунктов в России с численностью жителей от 500 до 10 тысяч остаются без доступа к Интернету и мобильной связи. Подобные малые города и села находятся главным образом в Ставропольском крае, Республике Башкортостан, Новосибирской области, Республике Дагестан и Карачаево-Черкесской Республике. Поскольку число населенных пунктов с населением 500-10 тысяч человек в конце 2020 года превышало 17,5 тысячи, современными услугами связи не были обеспечены 7,6% из них.

И еще одна, на наш взгляд, самая главная проблема дистанционного обучения – это отсутствие личного контакта, то есть превалирование техники над простым человеческим общением. Обучающийся, как и обучающий, во время процесса обучения находятся перед экраном монитора, (здесь мы не будем затрагивать здоровье сберегающие проблемы), то есть один на один с техникой. И вот здесь проявляется одна из составляющих негативное отношение к дистанту, психологическая причина одиночества и уязвимости.

Для обучения необходим такой фактор, как жесткая самодисциплина и устойчивая психика. Ведь наличие разнообразных развлекательных и игровых сайтов на просторах интернета просто миллионное множество, поэтому не факт, что обучающиеся, находясь на дистанционном уроке, нередко параллельно выходят на десятки других сайтов, то есть просто-напросто отвлекаются, и проследить это довольно-таки проблематично. Если при проведении очной формы обучения, в классе или кабинете преподаватель на протяжении положенного урочного времени может держать внимание и концентрацию всего класса, то на дистанте, такое уже практически невозможно. И естественно, закономерный итог – падение качества образования.  В заключении, хотелось бы подвести небольшой итог и дать ответ на вопрос: дистанционное образование – дань времени или наступившее будущее. Можно с полной уверенностью положительно ответить на этот вопрос, и даже больше, что дистанционное обучение захватывает все больше и больше отрасли социальной жизни человека. Будущее образование – это однозначно дистант, несмотря ни на какие внешние факторы, события, реалии. Потому что к этому нас подводят стремительно развивающиеся информационные технологии, которые целиком поглощают многие человеческие факторы, которые впоследствии могут уйти в небытие. Ведь не зря появляются уже такие профессии в образовании как тьютор, организатор проектного обучения, экопроповедник, тренер по майнд-фитнесу, разработчик образовательных траекторий. А вот уменьшится или увеличится качество образования – это покажет будущее.

Автор Карцева М.С.

© 2022 - Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области "Сергиево-Посадский колледж"

Политика конфиденциальности персональных данных
Карта сайта
Яндекс.Метрика