Наставничество в образовании!
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 27 июня 2022г.№ 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Все мероприятия этого года направлены на повышение престижа профессии учителя. Своим опытом в области наставничества делится мастер производственного обучения Дерменев Сергей Анатольевич.
Наставничество – это эффективная система передачи знаний и умений обучающимся, повышение уровня их подготовки. Возрождение системы наставничества формирует понимание того, что это инструмент повышения качества образования. Тема наставничества в настоящее время одна из главных в нацпроекте «Молодые профессионалы». Наставничество необходимо использовать в обучении со школьниками для профориентации, со студентами в рамках подготовки к профессиональной специализации и с молодыми специалистами.
Я считаю, что сама структура построения наставничества начинается с определения задач и целей, какие знания и умения необходимо передавать. Далее необходимо донести до обучающихся и школьников последовательность всех операций с соблюдением всех норм ОТ и ТБ. Терпеливо объяснять все особенности и содержание выполняемых действий. Также необходимо развивать личные качества, учить планировать свое время, работоспособность, нацеленность на результат. Быть позитивно настроенным и эмоционально уравновешенным, находить общий язык с обучающимися, обеспечивать обратную связь. Таким образом считаю, что наставнику необходимо вовремя разглядеть потенциал и мотивацию обучающихся.
Комплекс задач деятельности наставника:
- Передача установок той деятельности в которые наставник и обучающиеся совместно вовлечены;
- Выяснять и выявлять у обучаемых сильные стороны, мотивацию, устойчивость;
- Постоянно поддерживать обучающихся на всем процессе обучения;
- Получать и закреплять новые компетенции, знания и умения;
- Создавать условия для психологического комфорта, безопасности жизни и здоровья;
- Формировать ответственность и самостоятельность у наставляемых.
Существует большое количество моделей наставничества, но как правило я использую в своей работе те, которые на мой взгляд больше раскрывают потенциал обучающихся.
- Традиционная модель-это взаимодействие один на один между более опытным наставником и начинающим (от нескольких месяцев до года и более). На практике такие программы развития отличаются высоким потенциалом и позволяют раскрыть способности обучающегося более полно.
- Ситуационное наставничество-подразумевает немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, которая значима для обучающегося и предоставление ему необходимой помощи и рекомендаций.
- Партнерское наставничество-это ситуация когда наставник обладает чуть большим опытом, чем обучающийся. Такая ситуация позволяет чувствовать себя практически на равных обоим.
- Групповое наставничество-это когда наставник работает с небольшой группой они вместе развиваются и самоопределяются. К процессу при необходимости могут присоединяться родители, психологи, педагоги-предметники.
- Командное наставничество-этот метод позволяет передавать необходимый опыт и знания. В подготовке может быть задействована целая группа профессионалов. Эта модель самая сложная, но ее применение наиболее эффективно и обеспечивает самые лучшие результаты.
Наставничество не дает результата если оно не продумано изначально. Обобщая сказанное в итоге можно прийти к такому выводу, что наставничество – это не пережиток прошлого, а перспектива будущего, эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.
Подписывайтесь в нашу группу ВКОНТАКТЕ: spkmo.ru
© Копирование и публикация материалов возможна только с обязательным указанием ссылки на первоисточник spkmo.ru